Наблюдая, как широко распространено курение, как оно захватывает все больше и больше жертв, задаешься вопросом: почему люди начинают курить?
Было выявлено большое количество причин (факторов риска), которые способствуют началу курения и развитию зависимости от никотина. Важно понимать, что мотивы начала курения и его продолжения могут различаться, т.е. то, почему подросток выкурил первую сигарету, и то, почему он продолжил курить и стал зависимым от никотина, различно и поэтому требует разного отношения специалиста.
Очень большая часть молодежи начинает курить “из интереса”, из любопытства. Концепция «поиска ощущений», которую высказал психолог М. Zuckerman в 1971 г., описывает характерное для многих людей стремление к получению нового опыта, т.е. любопытство. Кроме того, подросткам часто свойственно рискованное поведение, связанное с желание испытать острые переживания: увлечение экстремальными видами спорта, единоборствами, азартность и т.д. И поэтому, когда взрослые «твердят» о «смертельной» опасности курения, то подростку может захотеться испытать эту опасность. И, наконец, молодежь очень чувствительна к скуке, и поэтому, после «скучных» уроков или долгого «безделья» вечером вполне понятно (но все же совершенно не приветствуется) желание покурить на перемене или в подъезде.
Поведение окружающих становится образцом для каждого ребенка в процессе его развития, ведь известно, что подражание (копирование) является одним из способов обучения. Конечно, дети любят подражать. Когда они видят курящих родителей, педагогов, старших ребят, им, естественно, хочется повторить то, что со столь большим удовольствием делают другие. Наиболее значима для детей отрицательна роль, которую играют курящие члены семьи.
Одной из важных причин широкой распространенности курения является рекламная активность компаний-производителей сигарет. Новые акции, яркая призывная реклама, интересные призы, использование значимых для подростков образов (свобода, сила, независимость) воспринимаются весьма привлекательными и оказывают наибольшее воздействие именно на тинейджеров, невзирая на то, что продажа сигарет несовершеннолетним считается противозаконной. Реклама, как нам кажется, играет значительную роль в инициировании курения, в меньшей степени влияя на уже курящих.
Индивидуальный риск развития зависимости определяется физиологическими (генетическая предрасположенность) и психологическими характеристиками человека (недостаток позитивных стратегий адаптации), особенностями его социальной ситуации (влияние со стороны окружения) и жизненных обстоятельств (высокие уровни стресса). Зависимость от никотина является мультифакториальным заболеванием, и с точки зрения биопсихосоциального подхода в его развитии участвуют биологические, психологические (личностные) и социо-культуральные факторы. При этом наиболее важную роль играют социо-культуральные факторы (семья, окружение, «мифы о курении», традиции общества и т.д.).
