Психологи утверждают, что психологически здоровый человек имеет верное представление о самом себе, он способен справиться с возникающими трудностями, оптимистически настроен, способен к самореализации.
Профилактическая работа с детьми это:
- предупреждение приобщения их к употреблению психоактивных веществ;
- сведение до минимума действия факторов риска (воздействие на человека, повышающее вероятность развития болезни), приводящих к любым формам девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения;
- обеспечение условий позитивного развития личности.
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей является основой первичной профилактики асоциального поведения. Данная профилактика должна быть направлена на развитие у детей ответственности за собственную жизнь и формирование толерантных, конструктивных отношений между сверстниками.
Известно, что риск совершения противоправных поступков человеком, употребляющим психоактивные вещества, склонного к агрессии, неустойчивого к стрессам, значительно выше того риска, который может быть у человека, ведущего активный, здоровый образ жизни, умеющего сохранять своё психологическое здоровье.
Работа по первичной профилактике асоциального поведения в контексте сохранения, укрепления и развития психологического здоровья детей включает в себя не только приобретение фактических знаний, но также полезных навыков, которые способствуют развитию личности детей. Ребята могут применять эти навыки в различных жизненных ситуациях.
Работая в направлении первичной профилактики асоциального поведения в контексте сохранения психологического здоровья, можно использовать следующие виды психологических занятий-практикумов.
Для первоклашек
Урок здоровья в первом классе под названием «Как сохранить и укрепить свое здоровье» следует проводить с целью психологического просвещения обучающихся. С ребятами обсуждаются такие составляющие здоровья как сон, правильное питание, позитивное настроение, отсутствие вредных привычек. Занятие проводится в устной форме с включением игр на развитие коммуникативных навыков и повышения самооценки и уверенности в себе.
Хорошей профилактикой детских эмоциональных нарушений можно считать занятия по сказкотерапии. Сказкотерапия – это метод, направленный на развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия — означает «лечение сказкой. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Основные методы сказкотерапии
Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:
- Рассказывание сказки.
- Рисование сказки.
- Сочинение сказки.
- Изготовление кукол.
- Постановка сказки.