Размер шрифта: A A A A Цветовая схема: A A A Изображения: Вкл. | Выкл. Обычная версия

О железодефицитной анемии у детей рассказала главный педиатр Ярославской области Марина Писарева

О железодефицитной анемии у детей рассказала главный педиатр Ярославской области Марина Писарева

В России с 3 по 9 июня в соответствии с тематическим планом Минздрава проходит Неделя сохранения здоровья детей. Сегодня о железодефицитных состояниях у детей поговорим с главным педиатром Ярославской области Мариной Писаревой.

Проблема диагностики, лечения и профилактики железодефицитных состояний (ЖДС) у детей является чрезвычайно актуальной для практического здравоохранения, поскольку распространенность данных состояний высока, а их последствия для здоровья детей крайне негативны.

  • Марина Владимировна, как часто встречается железодефицитная анемия? у детей она более распространена, чем у взрослых?
  • Железодефицитная анемия (ЖДА) является самой часто встречающейся среди всех видов анемий, как у взрослых, так и у детей. На ее долю приходится 90% от всех анемий в детском возрасте, 80% от всех анемий у взрослых, 60-70% от всех анемий у беременных женщин. Остальные анемии имеют другое происхождение.
  • Как с заболеваемостью обстоят дела в Ярославской области?
  • По данным статистики в нашем регионе общая заболеваемость железодефицитными анемиями в возрасте от 0 до 17 лет в 2022 году составила 4.2, с небольшой тенденцией к снижению в 2023 году – показатель 4.1. В абсолютных цифрах диагноз железодефицитной анемии в 2023 году был установлен у 787 детей от до 14 лет, из них у детей от 0 до 4 лет – 557 случаев, в возрасте 5-9 лет у 91 ребенка. Впервые в жизни данный диагноз был установлен у 555 детей от 0 до 14 лет, от 0 до 3 лет – у 513 детей, в возрасте до года у 219 детей, от года до трех лет – у 294 человек. У подростков 15-17 лет патология зарегистрирована у 190 человек, из них у юношей – 24 случая, впервые в жизни диагноз железодефицитной анемии был установлен у 137 подростков данной возрастной категории, из них у юношей – в 15 случаях.

Среди детей России показатель значительно варьирует и составляет от 6 до 40%. Распространенность латентного дефицита железа (ЛДЖ) также различается в зависимости от региона, возрастной группы и пола детей. В целом, в любой популяции, с любым социально-экономическим уровнем можно выделить следующие группы риска по развитию ДЖ (при этом, учитывается возраст и пол): дети, особенно первых 2-х лет жизни; подростки, особенно, девушки; женщины репродуктивного возраста.

  • Из-за чего возникает железодефицитная анемия и как диагностируется?
  • ЖДА – полиэтиологичное заболевание, возникновение которого связано с дефицитом железа (ДЖ) в организме из-за нарушения его поступления, усвоения или повышенных потерь, характеризующееся микроцитозом и гипохромией эритроцитов на фоне нормальной, как правило, регенерации костного мозга.

Согласно рекомендациям ВОЗ, критерием постановки диагноза анемии у детей является снижение концентрации гемоглобина (Hb): < 110 г/л у детей в возрасте от 6 мес. до 6 лет; < 115 г/л у детей в возрасте 6–11 лет; < 120 г/л у детей старше 12 лет.

  • Почему железодефицитная анемия возникает у совсем маленьких детей?
  • На 1-м году жизни наибольшему риску развития ДЖ подвержены дети недоношенные; с низкой массой тела при рождении; из многоплодной беременности; не получающие грудного вскармливания или молочных смесей, обогащенных железом; дети из социально неблагополучных семей.

Выделяют следующие причины:

– недостаточное поступление с пищей (использование неадаптированных молочных смесей, вскармливание коровьим или козьим молоком, вегетарианский или мучной рацион, несбалансированная диета, содержащая недостаточное количество мясных продуктов);

– повышенная потребность в железе у детей с ускоренными темпами роста (недоношенные, маловесные, дети второго полугодия и второго года жизни, пре- и пубертатного возраста);

– нарушение всасывания в кишечнике (наследственные и приобретенные синдромы мальабсорбции, хронические воспалительные заболевания кишечника, гельминтозы);

– кровопотери на фоне обильных и длительных менструаций, особенно у девушек в период становления менструальной функции в пубертатном периоде, паразитарных инфекций и гельминтозов;

– повышенные потери железа из-за кровотечений различной этиологии (маточных, носовых, желудочно-кишечных, почечных),

– нарушение транспорта железа из-за недостаточной активности и/или снижения содержания трансферрина в организме.

  • Когда начинается лечение ЖДА?
  • Снижение концентрации Hb в первые 3 месяца жизни считают физиологическим и коррекцию не проводят, если состояние здоровья, поведение и темпы физического развития детей соответствуют возрасту. Для восполнения запасов железа в интервале 4-6 месяцев рекомендуется вводить прикорм или дополнительно назначать препараты железа: детям, находящимся на грудном вскармливании (1 мг/кг/сут.), начиная с 4-месячного возраста и до введения прикорма (например, каши, обогащенной железом); детям на искусственном вскармливании, не получающим молочные смеси, обогащенные железом.
  • Только ли в питании причина дефицита железа?
  • Проблема дефицита железа — это, прежде всего, проблема питания, поэтому первичная профилактика ЖДА — это адекватное, сбалансированное питание человека в любом возрасте. Основным пищевым источником железа являются продукты животного происхождения, содержащие гемовое железо. Наибольшее количество железа содержится в говядине, баранине, печени, в меньшей степени – рыбе, курином мясе, твороге. Важным является не то, сколько железа содержится в продукте, а какова его биодоступность. По сравнению с животными продуктами негемовое железо, содержащееся в растительной пище (овощи, фрукты, злаки), имеет сниженную биодоступность, что означает его более низкую всасываемость.

Кроме того, для всасывания железа необходимы определенные условия: витамин С усиливает всасывание железа, а такие вещества, как таниновая кислота, входящая в состав чая, или фитаты, встречающиеся в некоторых продуктах, могут существенно угнетать всасывание железа.

  • Как можно предупредить развитие анемии, если ребёнок на грудном вскармливании?
  • Профилактика развития ЖДС у детей первых месяцев жизни включает в себя рациональное питание женщины во время беременности и лактации, исключительно грудное вскармливание (ИГВ) до 4-6 мес., а при искусственном вскармливании – использование современных адаптированных молочных смесей с оптимальным уровнем содержания железа в соответствии с возрастной потребностью, а также своевременное введение промышленных продуктов прикорма, обогащенных железом. Мясной прикорм является одним из самых важных продуктов для профилактики ЖДС у детей старше 6 месяцев жизни. Согласно Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ (2010), введение мясного прикорма рекомендуется начинать с 6-го месяца жизни, а при наличии риска разви­тия ЖДА – даже несколько раньше (5,5 мес.).

В России традиционно мясо вводится в питание малыша третьим продуктом, после каши и овощного пюре. Однако в ряде зарубежных исследований в качестве первого продукта прикорма предпочтение отдается мясному. Во 2-м полугодии жизни в питание ребенка активно вводят мясное, а затем рыбное пюре, которые спо­собны обеспечить до 20-60% суточной потребности ребенка в железе. Гемовое железо, содержащееся в мясорастительных (рыборастительных) продуктах, улучшает абсорбцию железа из овощей и фруктов при их совместном употреблении.

Использование в питании детей старше 4 месяцев жизни на фоне грудного вскармливания не обогащенных железом продуктов прикорма, таких как соки, фруктовые и овощные пюре, каши, не способно удовлетворить суточную потребность ребенка в железе. Для удовлетворения физиоло­гических потребностей в этом микронутриенте в питание грудных детей необходимо вводить мясные и обогащенные железом продукты прикорма.

Согласно отечественным рекомендациям, всем недоношенным детям, начиная с 28-го дня жизни и до 12-месячного возраста необходимо назначать препараты железа в дозе 2–4 мг/кг в сутки в расчете на элементарное железо: при массе тела при рождении менее 1000 г – 4 мг/кг/сут.; при массе 1000–1500 г – 3 мг/кг/сут.; при массе 1500–3000 г – 2 мг/кг/сут. При отсутствии такой профилактики у недоношенных детей развивается поздняя анемия недоношенных, которая является ЖДА (время максимального выявления – 16 недель и позже), для лечения которой применяются препараты железа в лечебных дозах (3–5 мг/кг/сут.) с соблюдением всех выше перечисленных принципов.

Вторичная профилактика дефицита железа (иными словами, ранняя диагностика ЛДЖ и ЖДА) осуществляется при каждом обращении пациента к врачу, проведении диспансеризации, медицинских осмотров и т.д. При этом необходимо опираться на жалобы больного, данные анамнеза, клинические проявления и изменения лабораторных показателей.