Трех-четырехлетних детей не нужно уговаривать выйти на прогулку, поиграть или побегать. Малыши в этом возрасте жизнерадостны и подвижны. Задача родителей — поддержать активность ребенка и привить ему любовь к ежедневной физической нагрузке.
У трехлетних детей уже хорошо развита координация, быстрота реакции, чувство равновесия и ориентация в пространстве. Они уверенно бегают, меняя направление движения, кувыркаются, лазают, играют в мяч и могут кататься на велосипеде со страховочными колесиками.
В четыре года двигательная активность обогащается и совершенствуется. Ребенок может скакать на одной ножке, ходить задом наперед, перепрыгивать через препятствия. Многие дети к концу четвертого года жизни осваивают ходьбу на лыжах и катание на роликах.
Подвижные игры в этом возрасте — источник радости. Малыши начинают активно взаимодействовать друг с другом и осваивают совместные игры. Лучший выбор для детей — игровая физкультура, а не рутинные упражнения. Особый интерес у детей вызывают игры со спортивным инвентарем — мячом, кеглями, обручами и т. д.
Движение — жизнь
Двигательная активность — один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развитие ребенка. Регулярная физическая нагрузка способствует правильному функционированию организма, развивает психические процессы, улучшает обучаемость и умственную работоспособность.
Есть данные, что подвижные дети раньше начинают читать, писать и легче взаимодействуют со сверстниками.
Достаточная физическая активность благоприятно влияет на состояние костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной систем, а также снижает риск избыточного веса и ожирения.
Интенсивность — от умеренной до высокой
По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, детям в возрасте 3–4 лет в течение дня следует посвящать не менее 180 минут различным видам физической активности любой интенсивности.
60 минут должны приходиться на физическую активность от умеренной до высокой интенсивности (во время которых у ребенка сбивается дыхание и ему становится жарко). Чем больше времени будет уделяться таким занятиям, тем лучше.
Сиденье — для ученья
Дети 3–4 лет не должны долго находиться в состоянии ограниченной подвижности (в сидячем положении). Максимально допустимое время — один час, который в идеале следует посвятить интерактивным (обучающим) играм, предусматривающим активное взаимодействие со взрослым. Это время лучше выделить для лепки, нанизывания бусинок, раскрасок, угадаек, шарад, игр в конструктор. Такие занятия формирует умение логически размышлять, развивают фантазию и воображение, помогают расширить кругозор, накопить и систематизировать знания, поэтому в течение дня их должно быть как можно больше. При этом развивающие игры можно совместить с подвижными, поскольку все большее признание получает тот факт, что проведение слишком большого количества времени в малоподвижном состоянии может отрицательно сказаться на здоровье детей.
Что касается времени, проводимого перед экранами электронных устройств, то оно не должно превышать 1 часа. Чем меньше этому будет уделяться времени, тем лучше.
Режим превыше всего
Дети в возрасте 3–4 лет должны спать не менее 10–13 часов в день, включая короткий дневной сон. В этом возрасте уже необходимо соблюдать режим времени подъема и отхода ко сну. Распорядок дня формирует правильные условные рефлексы и биоритмы. У малышей, которые придерживаются режима, более уравновешенный характер и высокая работоспособность.