Размер шрифта: A A A A Цветовая схема: A A A Изображения: Вкл. | Выкл. Обычная версия

Профилактика суицида среди подростков: рекомендации для взрослых

Профилактика суицида среди подростков: рекомендации для взрослых

Мнение эксперта – главный специалист по медицинской профилактике министерства здравоохранения Ярославской области, заведующий отделом организации медпрофилактики С.В. Яковлев.

Что такое суицид и суицидальное поведение?

Есть темы, о которых говорить и писать непросто. Потому что они очень важные и заряжены сильными эмоциями: страхом, злостью, отчаянием и бессилием. Однако не стоит, молчать и отрицать существование проблемы. Невозможно отмахнуться от того факта, что в нашей жизни есть феномены, проявление которых не зависит от того, верим мы в них или нет, говорим о них или нет: например, смена времен года, распространение туберкулезной инфекции, подростковые суициды.

Давайте разберемся – как можно профилактировать возникновение суицидальных попыток.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался.

Стоит отметить, что есть некоторый пресуицидальный этап, когда мысли о смерти, усталости, тяжелой жизни кратковременны и человек не включается в них слишком глубоко. Например, «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончится?», «достало все!», и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, но имеется отрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях.

Если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью».

Далее, если эти мысли становятся преобладающими и переходят в этап высказывания, планирования суицидальной попытки, то это уже этап суицидального поведения.

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, планирование, суицидальные покушения и попытки.

Признанный клинический психолог Э. Шнейдман выделяет такие общие черты, свойственные всем суицидентам:

  • общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания. Часто у людей с суицидальным поведением есть такие черты как перфекционизм, импульсивность. Также часто исследователи отмечают низкую способность к адаптации и слабо развитый навык решения проблем. Сочетание высоких требований к себе и при этом использование только одной привычной стратегии решения проблем может повлечь за собой рост напряжения и накопления «ошибок» и недовольства собой;
  • общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания. Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости;
  • общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, отчаяния, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии. Нередко отсутствует социальная поддержка, так как, вследствие высокого перфекционизма, обратиться за помощью значит признать свою «слабость», «некомпетентность». При этом использование только одной привычной стратегии преодоления трудностей ведет к снижению адаптации и чувству безвыходности ситуации.
  • общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент хочет умереть, но так, чтобы его спасли.
  • общим действием при суициде является бегство (агрессия). Смыслом самоубийства является избегание невыносимости существования. Агрессия может проявляться, если мотивом совершения суицида является сильное чувство вины, никчемности, стыда. В этом случае суицид – это форма наказания;
  • общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни. Суицидальное поведение хоть и имеет ряд универсальных проявлений, но каждый человек, как уникальная личность, будет переживать его в соответствии со своими особенностями. Поэтому особенно важно знать близким об общих проявлениях суицидального поведения, так как близкие знают подростка и могут первыми заметить неладное.

Есть разница между триггером и причиной самоубийства

Триггером может послужить любая стрессовая ситуация. Так как мы очень сложная система, то воспринимаем, реагируем на стрессовые события по-разному и выводы делаем из нее разнообразные.

Например, такая-то ситуация (ссора, неуспех, отвержение) вызвала эмоциональный дискомфорт. Это состояние накладывается на личностную структуру и имеющиеся на данный момент энергетические ресурсы. Если это тревожный человек, с высокими требованиями к себе, окружающим, выросший в ситуации эмоционального, физического или сексуального насилия, то реакция на данное событие может быть сильной и повлечь за собой мысли о суициде.

Признаки риска совершения суицида у подростков. Заметная перемена в обычных манерах поведения:

  • недостаток сна или повышенная сонливость;
  • ухудшение или улучшение аппетита;
  • признаки беспокойства;
  • признаки вечной усталости;
  • неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • упадок энергии;
  • отказ от работы в клубах и организациях;
  • излишний риск в поступках;
  • поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;
  • необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;
  • усиленное чувство тревоги;
  • выражение безнадежности;
  • приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления;
  • раздача в дар ценного имущества;
  • приведение в порядок всех дел;
  • разговоры о собственных похоронах;
  • составление записки об уходе из жизни.

 Словесные или письменные заявления:

  • «Ненавижу свою жизнь!»;
  • «Они пожалеют о том, что мне сделали!»;
  • «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт по горло!!!»;
  • «Я решил покончить с собой!»;
  • «Просто жить не хочется… Пожил и хватит!»;
  • «Никому я не нужен… Лучше умереть!»;
  • «Это выше моих сил…»;
  • «Ненавижу всех и все!!!»;
  • «Единственный выход – умереть!!!»;
  • «Больше ты меня не увидишь!..»;
  • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!»;
  • «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».

Прежде всего, одной из важных социально значимых задач для родителей, педагогов, психологов и социальных педагогов, работающих с детьми и подростками, является выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении. Будьте предельно внимательны к своим близким.