Размер шрифта: A A A A Цветовая схема: A A A Изображения: Вкл. | Выкл. Обычная версия

Профилактика суицидального поведения среди детей. Как понять, что риск есть и что делать?

Профилактика суицидального поведения среди детей. Как понять, что риск есть и что делать?

Прежде всего, одной из важных социально значимых задач для родителей, педагогов, психологов и социальных педагогов, работающих с детьми и подростками, является выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении.

Миф 1. Самоубийства совершают только психически нездоровые дети.

Истина заключается в том, что среди самоубийц психически нездоровых людей не больше, чем среди остального населения.

Миф 2. Самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя.

Истина заключается в том, что любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер его жизни. Любовь и внимание к проблемам ребенка может предотвратить роковой шаг.

Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких, никогда не совершит суицид.

Истина в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.

Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.

Истина в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок, как правило, в 50% случаев, ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».

Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, т.к. такие разговоры могут спровоцировать суицид.

На самом деле, дети, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах, эмоциях.

Миф 6. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено то или иное самоубийство.

На самом деле, в средствах массовой информации, как правило, публикуется только сам факт совершения самоубийства, что не влияет на количество самоубийств в различных возрастных группах.

Миф 7. Существует тип людей, склонных к самоубийству; влечение, к которому передается по наследству.

Это утверждение никем научно не доказано.

Взрослым необходимо всегда серьезно относиться к любым детским угрозам, поэтому необходимо:

  • говорить с ребенком открыто и прямо;
  • говорить ребенку о своей любви к нему;
  • дать ребенку почувствовать, что вам не все равно, что происходит с ребенком;
  • слушать с чувством искренности и понимания;
  • прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
  • заключить «соглашение о несовершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
  • подумать, кто может помочь ребенку (пригласить близкого человека, школьного педагога или психолога, т.е. человека, которому ребенок доверяет);
  • при необходимости пригласить врача-психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический диспансер или больницу;
  • просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;
  • попытаться установить, насколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;
  • попытаться выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (таковыми могут быть чувство долга и ответственности, гордость, совесть и т.д.).

Ключевые моменты, которые необходимо донести подростку

  1. Выход есть. Здесь может быть очень жизнеутверждающим пример жизни психолога Виктора Франкла. В своей книге «Сказать жизни да!», он описал ужасы концлагеря, в котором находился во время Второй Мировой Войны. Будучи обычным заключенным, Франкл описал в этой книге то, как мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии людей и о том, как воля к жизни и смысл жизни могут помочь выжить даже в самых невыносимых условиях, пережить самое темное время и остаться человеком.
  2. Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека. В связи с этим, большая часть информации о суициде, которую дети черпают из Интернета, СМИ – нельзя рассматривать как истинный факт.
  3. Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так, как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений. Это только миф, очень опасный и с реальной жизнью никак не связанный.
  4. Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду, ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Такие люди уже не смогут работать, например, в МВД России, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось.