Размер шрифта: A A A A Цветовая схема: A A A Изображения: Вкл. | Выкл. Обычная версия

Факторы, провоцирующие стресс у детей

Факторы, провоцирующие стресс у детей

Самое главное в жизни ребенка – это его эмоциональная безопасность.

Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах стресс необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах стресс вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности. Факторы, провоцирующие стресс у детей

Биологические факторы:

  • поражения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы;
  • задержка психического развития;
  • соматические заболевания.

Психологические факторы:

  • эмоциональная чувствительность.

Социальные факторы:

  • нарушение адаптации к детскому коллективу;
  • неблагополучный микроклимат в семье, условия воспитания ребенка.

Ситуации, оказывающие травмирующее воздействие на детей

  1. Ситуации, связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи).
  2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада/школы, госпитализация).

У детей дошкольного возраста могут появиться депрессивные симптомы. Ребенок, утратив имеющееся благополучие или лишившись объекта любви, может переживать чувство беспомощности и пассивного смирения.

Признаки стресса у ребенка

  1. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимущественно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях давления.
  2. Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
  3. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.
  4. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
  5. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осозна­ются и не замечаются ребенком.
  6. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.
  7. Патологические привычки – постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.