Размер шрифта: A A A A Цветовая схема: A A A Изображения: Вкл. | Выкл. Обычная версия

Подростковая наркомания — 5 настоящих причин. Как защитить ребенка?

Подростковая наркомания — 5 настоящих причин. Как защитить ребенка?

«С моим ребенком такого точно не случится, у нас все хорошо!», «И почему он таким стал, чего ему не хватало?!» …

Смертность от подростковой наркомании продолжает расти: по данным МВД, с 2019 по 2024 год количество погибших от наркотиков детей и подростков увеличилось в 2,5 раза. В наркотизации подростков родители традиционно обвиняют социальную среду и «плохие компании», но это далеко не все (и не основные) факторы риска. Специалисты объясняют главные причины, по которым дети начинают употреблять и становятся зависимыми.

  1. Внешние факторы — вершина айсберга.

Конечно, нельзя отрицать влияние социума на массовость подростковой наркомании. Рост числа зависимых среди молодежи связан сразу с несколькими проблемами.

Наркотики как часть «молодежной культуры». Психотропные вещества всегда были популярны среди молодежи — это и возраст «бунта» против социальных норм, и недостаток критического мышления и способности к прогнозу долгосрочных последствий из-за недоразвитости префронтальной коры головного мозга. Но на подростков дополнительно влияет «культура употребления»: популярные фильмы, сериалы, песни и поведение кумиров могут «легитимизировать» запрещенные вещества, делают их прием «нормальным» явлением.

Эпидемия синтетических наркотиков. Вот уже несколько лет в России продолжается эпидемия мефедрона и других синтетических наркотиков. Они очень дешевые и доступные: например, мефедрон легко синтезировать, а его компоненты наркодилерам не приходится транспортировать из-за границы. При этом синтетические вещества действуют на максимальное количество нейромедиаторных рецепторов головного мозга и быстро формируют привыкание.

Наркотики как развлечение. С приходом интернет-торговли в мир наркобизнеса покупка запрещенных веществ стала своеобразным «развлечением»: подростки ищут спрятанные в разных местах города «закладки» и бравируют этим перед сверстниками, хвастаются количеством найденных «кладов». Но важно понимать: само по себе разовое употребление наркотиков не приводит к зависимости. По данным общественного движения «Трезвая Россия», каждый второй школьник 7–9 классов хотя бы раз в жизни пробовал наркотики. При этом зависимыми становятся далеко не все.

Так происходит, потому что внешние риск-факторы употребления — лишь вершина айсберга. Любое психотропное вещество — это прежде всего инструмент изменения сознания. И причины, по которым подростки выбирают использовать этот инструмент на регулярной основе, скрываются внутри них самих.

  1. Низкая самооценка и проблемы с коммуникацией.

Социальное общение крайне важно для подростков: в переходном возрасте ребенок психологически отделяется от родителей, ищет ответ на вопросы «Кто я и с кем я?». Принадлежность к какой-то социальной группе помогает ему определять свои взгляды и ценности, встраиваться в социум, находить друзей, партнеров и единомышленников. Но если подросток страдает от низкой самооценки и социальных страхов, общение со сверстниками дается ему нелегко: он робеет, чувствует себя неловко, боится сказать или сделать что-то не так, терпит насмешки от окружающих, тревожится. И в этом случае первая проба наркотиков или алкоголя падает на «плодородную почву»: под воздействием психотропных веществ подросток успокаивается, перестает тревожиться о мнениях окружающих, начинает чувствовать себя более уверенным, активнее общается и проявляет себя. Так ПАВ становятся «костылем» для социального общения.

И избавиться от этой проблемы поможет только комплексная проработка нарушений самооценки и коммуникативных навыков: поиск причин искаженного самовосприятия и социальных страхов, выработка новых здоровых моделей межличностной коммуникации, практика здорового социального общения. Это глубокая работа, которую стоит проводить при поддержке опытного психолога.