Столетняя история одной вакцины.
Предотвратить развитие туберкулеза намного лучше, чем долго и мучительно лечиться. Впервые об этом задумался в конце XIX века первооткрыватель туберкулезных микобактерий Роберт Кох. Изучая коровью оспу в 1890 году, он обнаружил, что существует бактерия, вызывающая туберкулез у коров. Она сильно отличалась от ранее открытой им человеческой туберкулезной палочки, но имела с ней и ряд сходств. Кох предположил, что можно ввести эту бактерию человеку, и она будет способствовать выработке иммунитета, не вызывая при этом активного заболевания. К сожалению, испытания этой вакцины обернулись катастрофой, бактерия оказалась такой же опасной для человека, как и для животного.
Спустя некоторое время, в 1908 году, начали работу над первой и на данный момент единственной противотуберкулезной вакциной — БЦЖ, в основе которой были «обезоруженные» бактерии туберкулеза. Ее получили французские микробиолог Альбер Кальмет и ветеринар Камиль Герен, которые в это время работали в Институте Пастера в Лилле. В их честь вакцина и была названа: по-французски ее полное название Bacillus Calmette–Guérin, или BCG.
Кальмет и Герен выращивали бактерии на различных средах, чтобы понять, как это влияет на их поведение. Оказалось, что на среде на основе глицерина, коровьей желчи и экстракта картофеля вырастают наиболее безопасные для человека микобактерии. Если выращивать микобактерии на этой среде на протяжении длительного времени, они эволюционируют и становятся все менее и менее патогенными. Вакцины с такими бактериями называются аттенуированными, поскольку они содержат ослабленные бактерии, которые не могут вызвать болезнь, но способны запустить формирование эффективного иммунного ответа, включающегося при столкновении организма с естественной инфекцией. Для получения БЦЖ понадобилось около 230 пересевов микобактерий!
В 1921 году вакцину против туберкулеза предложили использовать на людях. Дело осложнилось тем, что в немецком г. Любеке произошла массовая вспышка туберкулеза среди новорожденных, получивших вакцину, — заболел 251 человек, 72 умерло. Позже выяснилось, что вакцинный препарат по каким-то причинам содержал довольно «здоровую» палочку Коха.
В 1925 году Кальмет передал штамм БЦЖ в СССР профессору Льву Тарасевичу. Это событие имело, помимо всего прочего, политическое значение, поскольку демонстрировало дипломатическое доверие между СССР и Францией: остальные страны поначалу отказались от исследования БЦЖ. Штамм БЦЖ, полученный в ходе работы группы Л.А. Тарасевича, был назван BCG-1 Russia. Тем не менее вплоть до окончания Второй Мировой войны эта вакцина практически не использовалась, поскольку старые трагедии, связанные с вакцинацией от туберкулеза, еще не были забыты.
С середины 1950-х годов вакцинация новорожденных прививкой БЦЖ стала обязательной не только в Советском союзе, но и во многих странах мира. В результате распространения вакцинации смертность от туберкулеза сильно снизилась.
До 1962 года БЦЖ вводили новорожденным перорально (через рот), позже был принят внутрикожный метод введения, поскольку в этом случае может сформироваться более устойчивая иммунологическая память. В 1985 году для вакцинации ослабленных (например, недоношенных) новорожденных в СССР была предложена более «щадящая» вакцина БЦЖ-М, которая позволяет снизить риск возникновения возможных осложнений у вакцинируемых.
Сегодня вакцина является по-настоящему массовой: во всем мире ежегодно вакцинируется более 100 миллионов новорожденных.