Размер шрифта: A A A A Цветовая схема: A A A Изображения: Вкл. | Выкл. Обычная версия

Вся правда о ГМО. Мнение профессионала

Вся правда о ГМО. Мнение профессионала

Утельян Виктор Александрович, директор Научно-исследовательский институт питания РАМН, заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук, советский и российский учёный по проблемам питания.


Что же такое ГМО? Развейте, пожалуйста, мифы.

Когда стало известно, какой ген за какой белок отвечает, начали модифицировать ДНК осознано. Например, мы знаем, что такой-то белок токсичен для колорадского жука. Значит, мы его берем из одного растения, ставим в другое и можем отказаться от вредных химических удобрений. Получается новое растения с заданными свойствами, которые нужны человеку. Самое главное — не навредить. Нужно понимать, что в процессе пересадки гена мы можем изменить соседние гены. Мы влезаем в самую интимную часть клетки, значит, могут быть неожиданные неблагоприятные эффекты. Поэтому разрабатывается система оценки безопасности генетически модифицированных продуктов.


В России ГМ-продукты проходят проверку?

Да, обязательно. Систему и методы проверки ГМ-продуктов начали разрабатывать в 1996 году. С тех пор все продукты, содержащие ГМО, проходили тщательное исследование и имеют особую маркировку. Не маркируются только продукты, где содержание ГМО менее 0,9% (неизбежные примеси, которые есть везде). Однако они полностью безопасны.


Как выглядит эта система проверки?

Оценка безопасности происходит на нескольких уровнях. Речь идет только об импорте, поскольку в России ГМ-культуры не выращивают вообще. Сначала проверяется безопасность исходных организмов, то есть организм до пересадки генов. Затем — безопасность, доказанная производителем. Компания-производитель проводит огромное количество исследований и тестов, доказывающих безвредность продукта. Далее, в той стране, где продукт производится, специальный орган потребительского надзора вместе с другими институтами делает экспертизу, которая доказывает безопасность продукта, и выдает регистрацию. Кроме того, изучается опыт применения этого продукта в стране-производителе. Принимается во внимание регистрация этого продукта в других странах мира, которые первыми импортировали к себе новый ГМ-сорт и опыт его применения в этих странах. Наконец, оценивается безопасность и выдается регистрация в России.

Новый сорт, который хотят выводить на наш рынок, проходит многоуровневую систему контроля. Изучают репродуктивную токсичность, то есть не будут ли вредны следующие поколения растения, аллергенные и иммунологические свойства и многое-многое другое. Все эти исследования занимают примерно год.

Только после этого продукт поступает на рынок с обязательной маркировкой. Он может продаваться в чистом виде или в качестве компонента другого продукта. Существуют также методы, которые позволяют отследить, соответствует ли поставляемый на рынок продукт тому, который прошел оценку.

В России действует самая строгая в мире система оценки безопасности ГМО. Это я заявляю со знанием дела. Все, что разрешено, абсолютно безопасно для нас и будущих поколений.

Однако население просто напугали. Возникло недоверие к генно-модифицированным продуктам, а маркировка “без ГМО” для многих стала сопоставима со знаком качества.


Главный генно-модифицированный продукт?

Сегодня главный генно-модифицированный продукт — соя. Люди радуются, когда на колбасных изделиях встречают маркировку “без сои”. Но задают ли они себе вопрос, а что там вместо нее? Во-первых, в колбасу не добавляют саму сою, добавляют лишь ее белковый изолят или концентрат, которые максимально приближаются к животному белку по аминокислотному составу. То есть с точки зрения пищевой ценности добавление сои фактически эквивалентно добавлению мяса. Во-вторых, вместо сои используют так называемый белковый продукт, а это измельченные шкуры животных — коллаген. Но этого вы, покупая колбасу без сои, не знаете. А коллаген в нашем организме не усваивается. Получается, что с отказом от сои мы уменьшили пищевую ценность колбасных изделий, сосисок, сарделек… Просто убрали 20% пользы. Это очень плохо.

Покупая еду, я никогда не буду смотреть, есть в ней ГМО или нет, какие там добавки. Без них сейчас не сделаешь качественный, привлекательный внешне и ароматный продукт, да еще с продолжительным сроком хранения. Все, что разрешено и есть на российском прилавке, безопасно. Главный показатель — срок годности.


Как человеку составить свой рацион, чтобы получать нужное количество полезных веществ и не переедать?

Нужно добавить в рацион витамины. Я каждый день пью витамины, покупаю самые недорогие, потому что знаю: разницы никакой. Раньше витамины регистрировались как лекарства, поэтому были дозировки и соответствующее отношение. Но ведь витамины — это часть нашего питания. В продуктах же они присутствуют, а едим мы каждый день. Витамины в нас не задерживаются. Остается только то, что нужно, остальное выводится с мочой. Можно брать любой комплекс витаминов и пить каждый день. Это будет правильно.


Откуда у нас возникла эта спекуляция? Почему люди боятся ГМО?

Первоначально это было сделано для контроля. Действительно, генетическая модификация требует серьезного контроля. Но я никогда не буду смотреть, есть ли в продукте ГМО. Для меня важен срок годности продуктов, содержание жиров и витаминов. Если продукт прошел проверки, значит, он безопасен. А запугивают и мифы сочиняют потому, что кому-то это выгодно.


А зачем эти огромные зеленые наклейки «Без ГМО»?

Чтобы привлечь внимание тех, кого запугали: «Зачем? Я не хочу ГМО! Что будет через 100 лет с моими внуками?» Вот тебе, пожалуйста, без ГМО. Это деньги.

Первое, что мы должны понять: если государство гарантирует безопасность продуктов, значит, нужно ему доверять.


В России с ГМО допустили большую ошибку: людям ничего не объяснили и дали возможность рассуждать об этих высоких технологиях всем, кроме профессионалов. Питайтесь правильно. Не питайтесь слухами!